belorizec (belorizec) wrote,
belorizec
belorizec

Categories:

Цена Победы. Попытка нового взгляда на потери РККА. Часть первая.

Павел Шабанов, Вологда

Цена Победы. Попытка нового взгляда на потери РККА.

(Часть первая)

Очередной, семидесятый юбилей Победы в Великой Отечественной войне принес мутную волну дубовой пропаганды   и удивительные открытия - оказывается   потери у нас были   вовсе небольшие.

Помимо официальной версии - около 11 миллионов погибших военнослужащих – появились   утверждения, что наши потери даже меньше потерь Вермахта.

И что это не мы немцев трупами заваливали, а они нас.

Непонятно только – как немецкие танки на пятый день войны вышли к Минску?

Сегодняшние официальные цифры безвозвратных потерь.

Комиссия Кривошеева — 8,7 млн. человек (с военнопленными 11,994 млн. данные 2001 г.), Максудов — потери даже несколько ниже официальных — 11,8 млн. чел. (1977 −93 гг.), Тимашев — 12,2 млн. чел. (1948).

Сталин объявил, что потери СССР   были – 7 миллионов человек. Сколько из них было гражданского населения, о том   велено было помалкивать.

Но - очень трудно утаить шило в мешке

В 1959 г. провели перепись населения, результаты которой были опубликованы в открытой печати.

Тут то и стало ясно,   насколько официальные цифры потерь отличаются от реальных.   

Сталинская неуклюжая хитрость раскрывалась в самой примитивной арифметике: перевес женщин над мужчинами (рождения 1939 г. и раньше) составил астрономическую величину — 21,9 млн. человек. Тогда как, согласно предыдущей переписи, проведенной как раз в 1939 г., он ограничивался цифрой 7,2 млн. К тому же все знали, что в войну погибли и множество женщин.

Хрущев назвал уже 20 миллионов.

9 мая 1990 г. в газете «Известия» была напечатана статья М. С. Горбачева «Уроки войны и Победы», где сообщалось, что потери СССР в той войне составили 27 млн. человек.

Спустя несколько месяцев, в сентябре 1990 г., в соответствии с программой подготовки и издания книг Памяти, во Всероссийском НИИ документоведения и архивного дела был образован (на средства Советского фонда Мира) компьютерный центр для создания автоматизированного банка данных по безвозвратным потерям Вооруженных сил СССР в годы войны. В этот банк данных к началу 1995 г. было введено около 19 млн. фамилий красноармейцев.

А потом...

Потом   пошел откат, и были опубликованы данные комиссии Кривошеева —Потери РККА    8,7 млн. человек (с военнопленными 11,994 млн. данные 2001 г.).

Казалось бы -    за 70 послевоенных лет можно было пересчитать потери.   Заходишь в архив, и...

Ага, щас.

Во первых,   в военные архивы   не пускают.

А во вторых...

По приказу генерал-полковника Волкогонова только 13 апреля 1990 года в Институте военной истории было сожжено 7 тонн военных документов 1941 года.

По приказу генерала армии Гареева только 10 июня 1991 года в Генеральном штабе ВС СССР было сожжено 5 тонн документов, относящихся к тому же периоду. Обоснование: негде хранить. Полвека было где, а потом вдруг места не хватило...

«Рассекречивать нечего - никаких бумаг уже нет. Боюсь, что все уже уничтожено. В 41-м несколько дней жгли в Кремле документы. И в 91-м, кстати, тоже.»    (Вести   5 октября 2000 г.) Сказал это человек,   который вполне в курсе - бывший член Политбюро Александр Николаевич Яковлев

Процесс уничтожения документов продолжается весьма незамысловатым способом -   в процессе рассекречивания.   Лежат документы годами нетронутые, потому что – Секрет! Государственная тайна!   Не подходи!

А потом их вдруг рассекречивают, и причитают – Батюшки!   Да это же невостребованные, на хрен никому не нужные бумажки! Десятки лет лежат, только место занимают!

И по акту - списать, уничтожить!   Сжечь!

И много в том преуспели.

Так что очень трудно СЕЙЧАС установить точно и документально, сколько   бойцов и командиров РККА   мы тогда потеряли.

Можно только - оценить масштабы фальсификации.

Ясно только, что не только всех погибших не посчитали, а даже похоронили не всех – до сих пор косточки наших солдат лежат непогребенные   В ЧЕРТЕ ГОРОДА в Петербурге и Ржеве.   А сколько мест по России, где поле боя просто запахали?

Пример Сталинграда.

С 1969 по 1975 год я жил в Волгограде, и уже тогда    интересовался     нашими потерями и – соотношением потерь.

И уже тогда знал, как безобразно у нас поставлен учет, даже   не погибших, а живых тогда участников войны.

Кто должен был их считать?

Военкомат?

Ну, я расскажу, как военкоматы вели учет выживших фронтовиков.

Летом 1973 года директор 27-й политехнической школы города Волгограда (он же – преподаватель истории) дал нескольким старшекласникам, в том числе мне, задание – обойти   окрестные дома и составить списки ветеранов, записать, когда и где они воевали, какие награды имеют.    Несколько дней   я обходил выделенные мне пятиэтажки на улице им.   генерала   Жолудева, стучал во все подряд двери.

Из того, что я помню и посейчас    - я нашел комиссара дивизии времен Гражданской войны, с орденом Красного Знамени с каким то очень маленьким номером, и - командира    полковой разведки в Великой Отечественной.   На мой вопрос о наградах он вывалил из целлофанового мешочка ОДИНАДЦАТЬ орденов Красной Звезды.  

Это ему одиннадцать раз    заменяли      представление на Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Вот тетрадка с моими записями (не знаю, проверяли их или нет) и еще нескольких старшеклассников была отправлена в Тракторозаводский райвоенкомат для составления списков ветеранов.   

А вот как велись подсчеты наших потерь в Сталинградской битве:

По официальным данным общая численность потери боевого состава советских войск в Сталинградской битве составили 1 129 619 человек, в том числе безвозвратные потери – 478 741 человек.

На самом же деле...

"Первая и последняя попытка установить масштабы наших потерь в Сталинградской битве была предпринята в начале 1960-х гг. Евгений Вучетич хотел, чтобы на Мамаевом кургане были выбиты имена всех солдат и офицеров погибших в Сталинградскую битву. Он думал, что это в принципе возможно, и попросил меня составить полный список. Я охотно взялся помочь, обком освободил меня от всей другой работы. Кинулся в Подольский архив, в Бюро потерь Генштаба Мин­обороны. Генерал-майор, руководивший тогда этим Бюро, рассказал, что такую задачу им уже ставил секретарь ЦК Козлов.

После года работы он вызвал генерала и спросил о результатах. Когда узнал, что насчитали уже 2 млн . погибших, а работы еще на много месяцев, сказал: "Хватит!". И работу прекратили.

Тогда я спросил этого генерала: "Так сколько же мы потеряли под Сталинградом, хотя бы примерно?" — "Я вам не скажу"

ЕСЛИ ЗА ГОД НАСЧИТАЛИ 2 млн СОЛДАТ ПОГИБШИХ ПОД СТАЛИНГРАДОМ , А ПОДСЧЁТА ОСТАВАЛОСЬ НА "МНОГО" МЕСЯЦЕВ = ТО Я ПРЕДПОЛОЖУ ЭТО "МНОГО" КАК МИНИМУМ НА ПОЛ ГОДА = ТОГДА УЧИТЫВАЯ ТЕМП (2 млн за год посчитано) ПОЛУЧАЕТСЯ ЧТО ЗА ПОЛТОРА ГОДА ДОЛЖНЫ БЫЛИ НАСЧИТАТЬ ТРИ МИЛЛИОНА НАШИХ СОЛДАТ (это без мирных жителей и эвакуированных насильно оставленных Сталиным в городе)

бывший директор Музея обороны Царицына — Сталинграда Андрей Михайлович Бородин

То есть безвозвратные потери   Красной Армии в Сталинградской битве занижены в ЧЕТЫРЕ РАЗА! И это только по документам, которые были найдены.

И к цифре,    выведенной   Кривошеевым (8,7 млн погибших)   доверия нет, и быть не может, потому что в базе данных при Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе содержится более 19 миллионов персональных поименных данных военнослужащих, погибших или пропавших без вести в ходе войны, и сведения эти далеко не полные.     Для оценки учета - из 5 тысяч погибших военнослужащих, чьи останки были обнаружены поисковиками   России в середине 90-х годов, около 30 % не числились в архивах Министерства обороны и не попали в компьютерный банк данных.

Борис Соколов называет    27,1 миллиона погибших красноармейцев и командиров, и цифре этой лично я склонен верить, но...

Число наших потерь Борис Соколов   ВЫВОДИТ, на манер    школьной задачи о бассейне - В СССР   было столько то населения в 1941 году (209 миллионов человек), после войны, в конце 1945 года -   167 миллионов человек, согласно   ОЦЕНКЕ   ЦСУ, сделанной в начале 50-х годов.    Следовательно – общие потери   военного и гражданского населения - 42 миллиона.

Существует еще   множество подсчетов,     по той же   методике - было и стало - с другими результатами, но...

Ни Соколову, ни официальным «считалам», получающим    по той же методике цифры, в разы меньше соколовских,   доверять нельзя, именно в силу   их методики.    Там столько примешивается    факторов – и снижение рождаемости, и повышение смертности среди гражданских,   и ненадежность подсчетов...

Можно ли       хоть примерно оценить   наши потери в той страшной войне?

Есть ли   достоверные источники, которые    вынуждены будут признать и сторонники «Кривошеевской»   версии, и сторонники Соколова?

Мне кажется, я нашел такой источник, при внимательном рассмотрении которого и   правильной оценке   приведенных цифр мы сможем если не установить точную цифру потерь, то наглядно увидеть жульническую технологию занижения наших потерь.

И в этих источниках явственно видны    следы утаивания, умалчивания потерь.

Итак - Книга памяти   Никольского района Вологодской области. (Вологда, 1993).

Цифрам, приведенным в ней,    следует верить по следующим основаниям:

При ее подготовке использованы:

1.Документы Центрального Архива Министерства обороны (г. Подольск).

2.Документы Государственного архива Вологодской области и его филиала в г. Великий Устюг.

3. Документы Никольского райвоенкомата.

4.Документы архива Никольского   райсобеса.

И - Никольский район   - это сельский район, с сохранившимися на патриархальными нравами и   почитанием родственных связей, так что предварительно опубликованные в районной газете «Авангард»   списки были внимательно прочитаны родственниками погибших.
Уж бульте уверены - посчитали до единого   солдатика, никого не забыли. 

А теперь собственно цифры, как основание к размышлению и оценке.

По переписи 1939 года – население Никольского района 55 085 человек.

В июне декабре – 1941 мобилизовано на фронт 4.115   человек, 1942 – 3 768, 1943 - 1.263 человека.

Данные райвоенкомата – из района мобилизовано   11 066 человек, т.е.   20 % населения.

По данным военкомата   на фронтах ВОВ погибло 5 146 жителей.   (в начале исследования в райвоенкомате было только   3 447 учетных карточек на погибших)

По данным Книги Памяти   (Вологда, 1993 год)   погибло 7 175 человек. (7 169)

13 % населения   или 65 % призваных.

Но – это еще не все! На 22 июня 1941 в Красной Армии уже было 5 080 977   человек,   или   2,5 населения СССР. Так что в армию было призвано больше, чем 20 процентов населения района.

И - в Книге Памяти Никольского района (как и в других Книгах Памяти Вологодской области) не учитываются пропавшие без вести. Просто застенчиво написано в начале отдельного длинного списка - военнослужащие (партизаны)   место и обстоятельства гибели которых не6известны. Таких в Никольском районе - неизвестно где сгинувших - 3 181 человек.

Но – этой цифре - 7 169 человек – можно и нужно верить, как минимальной, и ее можно принять для первого, прикидочного расчета.

Считаем

Населения в СССР в 1941 году было от 196 до 209 миллионов человек.  

Возьмем среднее - 200 миллионов.     13 %     населения - это соответствует 26 миллионам бойцов и командиров Красной Армии,    погибших на той страшной войне.

Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments